Інавацыйная дзейнасць - Я/с 187 г.Мiнска
Памер шрыфту
A- A+
Iнтэрвал памiж лiтарамі
Каляровая схема
A A A A
Дадаткова

Інавацыйная дзейнасць

ТЕМА: «Внедрение модели развития культуры межличностного общения как фактора создания бесконфликтного пространства учреждения образования»

ОБОСНОВАНИЕ АКТУАЛЬНОСТИ

И ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ ПРОЕКТА

На сегодняшнем этапе социального развития общества учреждение образования - это не только сфера образования и воспитания подрастающего поколения, но и наиболее яркий индикатор духовно-нравственного и социального здоровья общества.

Образовательное пространство представляет собой совокупность всех возможностей обучения, воспитания и развития личности. Вместе с тем, первостепенное значение в формировании личности ребёнка играет семья. В семье закладывается фундамент жизненного опыта человека, его моральных ценностей и жизненных смыслов, усваиваются социальные нормы, уклады, поведенческие паттерны, культурные традиции. Семья - благодатное поле для развития эмпатии, сопереживания - качеств, связанных с психологическим здоровьем воспитанников. Семья и внутрисемейные отношения являются связующим звеном между личностью и социумом, служат для ребёнка первым опытом взаимоотношений с другими людьми, формируют его личность, сознание и самосознание.

Родители вместе с детьми и педагогами являются активными участниками образовательного процесса. Каждому из них присущи собственное мнение, своя картина мира, свои желания и потребности, которые могут быть основой возникновения споров, ссор и конфликтных ситуаций. Конфликт, независимо от его характера, конкретного содержания и вида, обязательно содержит в себе момент противостояния, столкновения противоречивых или несовместимых интересов, позиций, намерений. Конфликты в учреждении дошкольного образования оказывают деструктивное воздействие на весь процесс образования и воспитания. Они не только снижают результативность педагогических усилий, но и ухудшают психологическое самочувствие воспитанников. Многоплановость образовательного и воспитательного процессов обуславливает разнообразие возможных межличностных конфликтов и конкретных форм их протекания.

Усиление напряженности в межличностных отношениях участников образовательного процесса в учреждении дошкольного образования обусловлено следующими факторами:

жалобами родителей воспитанников на нехватку рабочего времени у педагогов для активного коммуницирования, что обусловлено их недостаточной информированностью о режиме и специфике функционирования учреждения дошкольного образования, несмотря на изобилие обозначенной информации в сети интернет и учебно-методических пособиях, представленных в свободном доступе и др.;

психологическими особенностями человеческих взаимоотношений: симпатиями, антипатиями участников образовательного процесса; культурными и этническими различиями; действиями руководителя, педагогов;

личностными особенностями участников образовательного процесса, неумение контролировать своё эмоциональное состояние, агрессивность,    некоммуникабельность, бестактность;

снижением престижа педагогической профессии в обществе.

Эти причины проявляются в различных видах конфликтов: личностных, межличностных, межгрупповых и внутригрупповых.

В соответствии с современной точкой зрения на конфликт, однозначно негативное отношение к явлениям конфликта и стремление избежать их считаются неправомерными. Вместе с тем, очевидно, что конфликты могут оказывать деструктивное влияние на межличностные отношения, а потому признаётся необходимость их регулирования.

Фундаментальная идея современного подхода к управлению конфликтами сводится к тому, что конфликт может быть управляем, причем управляем таким образом, что его исход будет иметь конструктивный характер. Навыки управления конфликтом включают в себя коммуникативные навыки и навыки принятия решений – конструктивные приемы и техники активного слушания, ведения диалога, способность к различению позиционных требований и базовых интересов, видения перспективы и др. Эффективная коммуникация – решающий инструмент конструктивного управления конфликтами.

Основными условиями снижения конфликтогенности является формирование структурных компонентов культуры межличностного общения у воспитанников в процессе взаимодействия со сверстниками, а также в диадах «педагог - родитель», «педагог-воспитанник», «родитель-воспитанник».

Процесс формирования навыков эффективного поведения у участников педагогического взаимодействия предполагает реализацию в образовательной среде таких способов, приемов и средств организации межличностного общения, которые обеспечивают развитие их способности к взаимному пониманию и взаимной эмпатии в процессе общения, к ситуативному выбору таких моделей и стратегий поведения, которые не позволяют довести возникшее противоречие до конфликта, либо в ситуации уже возникшего острого противостояния способствуют его конструктивному урегулированию.

Развитие культуры межличностного общения обязывает овладеть ею как универсальной характеристикой специалиста, позволяющей выполнить социальные ожидания общества и выйти на высокий профессиональный и личностный уровень.

Л.Д. Лихачев, обозначая феномен «культура общения», подчеркивает нравственное и духовное ее содержание, включая «образованность, духовное богатство, развитое мышление, способность осмысливать явления в различных областях жизни, разнообразие форм, типов, способов общения и его эмоционально-эстетические модификации: прочную нравственную основу, взаимное доверие субъектов общения; его результаты в виде освоения истины, стимулирования деятельности, ее четкой организации».

Можно сделать вывод, что культура межличностного общения в совокупном виде представляет собой интегративное качество личности, включающее в себя знания о данном феномене, чертах толерантной личности, способности к объективной оценке окружающих, умения выстраивать диалогическое взаимодействие, навыки сотрудничества и активную субъектную позицию при взаимодействии в социуме.

По мнению психолога, Петриева Ю.И., развитие культуры межличностного общения предполагает:

- развитие перцептивных способностей и умений правильно воспринимать окружающих людей, и исходя из этого применять адекватный стиль и тон общения;

- развитие ряда психических свойств, речи, особенностей мышления, специфические социальные установки и коммуникативные умения (эмпатии, рефлексии, саморегуляции и др.).

Исходя из представленных выше определений, «культура межличностного общения» является одной из сторон базовой культуры личности, которая в свою очередь представляет собой комплекс характеристик (знаний, качеств, привычек, ценностных ориентаций и т.д.), позволяющих жить человеку в гармонии с общечеловеческой, национальной культурой, развивать и общество, и индивидуальное своеобразие своей личности. Это важнейшее условие удовлетворения индивидом отношениями с окружающими и жизнью в целом, необходимая предпосылка эффективной трудовой деятельности, одно из непременных условий психического, эмоционального, интеллектуального и социального развития личности воспитанников.

Таким образом, выбор темы инновационного проекта обусловлен наличием ряда социально значимых противоречий:

Первое противоречие:

первостепенное значение культуры межличностного общения для дальнейшей эффективной адаптации выпускников учреждения дошкольного образования к обучению в школе и недостаточная ее реализация в повседневном взаимодействии со сверстниками и педагогами в образовательном процессе.

Второе противоречие:

разработанность форм и методов работы специалистов СППС учреждений дошкольного образования по профилактике конфликтов в детской среде и низкий уровень развития коммуникативных навыков воспитанников.

Третье противоречие:

актуальные социокультурные условия, современные нормативные правовые акты транслируют ответственность родителей по воспитанию и содержанию несовершеннолетних детей, однако многие из них делегируют свои обязанности учреждениям образования, полагаясь на профессиональные возможности педагогов, что обуславливает недостаточное развитие у воспитанников личностной рефлексии, эмпатии и др. – основных составляющих культуры межличностного общения.

Четвертое противоречие:

необходимость создания педагогами бесконфликтной образовательной среды в группах и недостаточная компетентность педагогов в рамках данного вопроса.

Пятое противоречие:

приоритетное внимание на государственном уровне уделяется формированию у воспитанников здорового образа жизни, и в тоже время в образовательном процессе недостаточно актуализируется развитие личностной рефлексии и потребности воспитанников в ЗОЖ - значимых аспектов в рамках данной проблематики и непосредственно составляющих культуры межличностного общения.

Таким образом, реализация проекта будет способствовать:

         развитию культуры межличностного общения участников образовательного процесса, формированию их активной позиции;

         функционированию бесконфликтной образовательной среды в учреждении дошкольного образования в контексте организации безопасного здоровьесберегающего пространства для каждого субъекта образовательного процесса;

         формированию у воспитанников функционально значимых навыков и умений коммуникативного взаимодействия, непосредственно влияющих на их дальнейшую социализацию и личностную готовность к школьному обучению;

         успешной социализации воспитанников из различных категорий семей и уровнем общей и коммуникативной культуры;

         внедрению в образовательный процесс новых подходов, обеспечивающих адекватное развитие культуры межличностного общения педагогов, воспитанников и их родителей в контексте создания бесконфликтного образовательного пространства;

         повышению эффективности и качества взаимодействия в диадах «воспитанник-воспитанник», «педагог-воспитанник», «воспитанник-родитель», «педагог–родитель», повышению имиджа учреждения дошкольного;

         обобщению и распространению опыта реализации проектной деятельности.

ОПИСАНИЕ НАУЧНЫХ ТЕОРИЙ И РАЗРАБОТОК

Исходной методологической базой проекта являются положения культурно-исторической концепции Л.С.Выготского о значении социальной ситуации развития в жизнедеятельности, психическом и личностном развитии ребенка; взгляды Б.Ф.Ломова на природу психического с позиций системного подхода – рассмотрение психических явлений в сочетании внешних и внутренних отношений; подходы Л.И.Божович к проблемам формирования личности ребенка как субъекта деятельности.

Особую значимость для проекта имеют научно-методологические подходы и исходные теоретические положения:

  1. Культурно-исторический подход Л.С. Выготского.

         Согласно концепции Л.С. Выготского развитие ребёнка происходит в процессе интериоризации культурно-исторического опыта и социальных отношений, транслируемых ребёнку близкими взрослыми, в первую очередь родителями. Перестройка потребностей и побуждений, переоценка ценностей есть основной момент при переходе от возраста к возрасту. При этом меняется и среда, т.е. отношение ребёнка к среде.

         Интериоризация понимается как процесс перехода из внешнего во внутренний план и представляет собой психологическое понятие, означающее формирование стабильных структурно-функциональных единиц сознания через усвоение внешних действий и овладение внешними знаковыми средствами. Теория Л.С. Выготского доказывает, что формирование внутренних средств сознательной деятельности происходит от внешних средств общения, приобретаемых в процессе совместной деятельности. Следовательно, при интериоризации ребёнком опыта взаимоотношений с окружающими, имеющего культурно-историческую детерминанту, взрослый выступает по отношению к ребёнку как непосредственный носитель этого опыта, важнейший источник психического развития ребёнка. По мнению учёного, интериоризация как основной механизм развития и формирования осуществляется в непосредственном, долгосрочном контакте ребёнка с близкими взрослыми, в первую очередь, с родителями. Таким образом, данный процесс будет способствовать не только формированию высших психических функций, но установлению взаимной привязанности между родителем и ребёнком.

2. Теории сензитивности периода дошкольного детства в формировании личности ребёнка (А.В. Запорожец, В.С. Мухина, Сапогова Е.Е. и др.).

Сензитивные период развития - это время качественного скачка в развитии ребёнка в одной или нескольких, связанных друг с другом области.

Итогом развития ребёнка в период дошкольного возраста становится развитие его личности в целом, становление самосознания. Происходит становление процесса дифференциации самооценки себя как личности и как действующего субъекта, т.е. появляются общая и частная самооценки.

Согласно концепции В.С. Мухиной, в период дошкольного детства происходит становление ценностного отношения к себе как к представителю определенного пола, осознание временной линии жизни (позитивное отношение к себе в прошлом, в настоящем возрасте и позитивные перспективы на будущее), притязание на социальное признание своих успехов и достижений, себя в целом – когнитивной, и регулятивной и аффективной составляющих психологической культуры ребёнка. При этом ребёнок дошкольного возраста активно присваивает и нравственные нормы поведения. Происходит развитие и формирование его ценностно-смысловой сферы и соответствующего компонента психологической культуры личности. Однако,                 возросшие возможности ребенка могут провоцировать появление негативных качеств личности. Одной из причин становления этих отрицательных качеств является неудовлетворение потребности в признании у социального незрелого индивида. Это неадекватные формы самоутверждения, социального признания в дошкольном возрасте.

3. Психологические теории о ведущей роли семьи в формировании личности ребёнка (Т.В. Сенько, В.В. Чечет, Э.Г. Эйдемиллер).

С первых дней своего существования человек включается в различного рода социальные взаимодействия. Будучи частью социума, человек приобретает определённый субъективный опыт, который становится неотъемлемой частью личности.

Семейная микросреда оказывает непосредственное влияние на социальное благополучие ребёнка. В исследованиях современных педагогов и психологов особое внимание уделяется осознанности и ответственности родительской позиции, её первостепенной роли и значению для формирования личности ребёнка.

4. Положения деятельностного подхода JI.C. Выготского,                           А.Н. Леонтьева, С.Л.Рубинштейна;

Представители деятельностного подхода рассматривают деятельность как один из видов активного существования человека, который, в первую очередь, направлен на творческое преобразование, познание окружающей действительности. Так, принято считать, что деятельности присущи следующие характеристики:

  1. От рождения у человека нет деятельности, она развивается на протяжении всего периода его воспитания, а также обучения.
  2. Осуществляя какую-либо деятельность личности, удается выйти за рамки, ограничивающие ее сознание, создать как духовные, так и материальные ценности, что, соответственно, способствует историческому развитию, прогрессу.
  3. Деятельность удовлетворяет как естественные потребности, так и культурные, жажду знаний пр.
  4. Она обладает продуктивным характером. Так, прибегая к ней, человек создает все новые и новые способы, помогающие удовлетворить его потребности.
  5. Концепции о механизмах формирования культуры межличностного общения.

В работах известных отечественных психологов А.А. Бодалева, Б.Ф. Ломова, А.В. Мудрика, В.М. Мясищева исследован процесс общения, его генезис и развитие отношений в межличностном взаимодействии, установлены причины и механизмы разрешения социальных конфликтов (М.В. Дружинин, А.К. Зайцев, Б.Н. Краснов, Л.Л. Петровская и др.).

Основанная на общетеоретическом фундаменте особенностей коммуникации (АЛ. Бодалев, ИЛ. Зимняя, АЛ. Леонтьев и др.), проблема общения раскрывается в психолого-педагогической науке (БГ. Ананьев, АЛ. Добрович, ВЛ. Кан-Калик, А.В. Мудрик, Н,Д. Никандров, Р.С. Немов, Ю.М. Орлов, В.Н. Панферов, ЛА. Петровская и др.).

В отечественной науке исследованы различные аспекты формирования коммуникативных умений в образовательном процессе с позиций педагогики (ЛА. Лухадеева, ЕЕ. Боровкова, М.Е. Дашкин, Ю.Н. Емельянов, В.А. Сластенин и др.), и психологии (Е.В. Коблянская, ИВ. Лабутова, Р.Л. Максимова и др.). Учеными выявлена сущность коммуникативных умений, определены критерии их развития, предложены способы формирования этой группы умений.

Следует выделить исследования, освещающие вопросы формирования и развития коммуникативных способностей (И.А. Алексеев, Л.В. Куликова, В.А. Сонин, В.Н. Снетков, ЕС. Яхонтова и др.), коммуникативной компетентности (Л.Л. Петровская, А.М. Еропкин, И.П. Марченко, Т.И. Шульга, Р.Дж. Штенберг, И.Д. Ладанов и др.), эффективности коммуникативного взаимодействия (Д.А. Левел, ВГ. Гуранов, В. Долохов, НВ. Гришина, В. Зигерт и др.), профессионально-педагогической культуры учителя (М.Я. Виленский, В.В.Краевский, М.М. Левина, В.А.Сластенин, ВГ. Тамарин, А.Н. Ходусов и др.).

Проблема формирования культуры межличностных отношений в отечественной педагогике и психологии исследуется Л. Г. Бузуновой, И. И. Диденко, К, Э. Казарьянца, К. А. Кисина, Н. Ю. Попиковой, М. В. Тарасова и др.

Таким образом, в рамках анализа обозначенных теоретических положений, можно сделать вывод, что культура межличностного общения представляет собой совокупность духовных, интеллектуальных и эмоциональных качеств личности, необходимых для успешного взаимодействия и регулирования своего поведения на основе нравственных норм и правил общения.

         Обозначенные теоретико-методологические концепции в совокупном аспекте культуры межличностного общения, включают в себя следующие составляющие:

Когнитивный (содержательный) компонентданного конструкта объединяет в себе систему знаний о себе и окружающих, актуализацию в себе способности к саморазвитию. Важное значение в данном контексте представляет умение человека конструктивно выражать свои мысли. Основная отличительная черта регуляции человеческого поведения заключается в том, что она совершается при участии речи. Высшие психические процессы человека формируются на речевой основе.

В философско-психологической литературе данной составляющей уделено первостепенное значение. Значительное количество учёных данных отраслей науки духовное начало человека связывают с общественным и творчески-созидательным характером его жизнедеятельности, способностью к творческой самореализации, включенностью человека в мир культуры. По их мнению, внутренний мир человека имеет многообразные связи и отношения со всем миром человеческой культуры. Именно здесь он обретает свой смысл и духовное измерение.

Регулятивный (деятельностный) компонент включает в себя комплекс специальных умений личности грамотно и компетентно координировать своё социальное взаимодействие. Человек с высоким уровнем развития данной составляющей должен обладать достаточно развитыми навыками социального самоконтроля, способствующими гармонизации отношений с ближайшим социальным окружением, препятствующие возникновению конфликтных ситуаций. По мнению С.Л. Франка, на такой способности как рефлексия конституируется та реальность, которую можно назвать, в точном смысле этого слова, личностью. От развитых рефлексивных навыков, входящих в состав данного компонента зависит и способность в достижении поставленных целей и задач, осознание происходящих внутренних изменений. Умение родителя выстраивать взаимоотношения со своими детьми и конструктивно с ними взаимодействовать будет напрямую зависеть от развитости у него данной составляющей.

Ценностно-смысловой компонент представляет собой систему личностно значимых и личностно ценных стремлений, идеалов, убеждений, взглядов, позиций во взаимоотношениях с окружающим. По мнению Л.С. Колмогоровой, ценности такой личности характеризуются выраженным интересом и положительным ценностным отношением к уникальности внутреннего мира человека. Высокий уровень развития данного структурного компонента предопределяет положительное отношение к своему социальному окружению, желание проявлять заботу и внимание о своих близких, умение брать ответственность на себя в процессе социального взаимодействия, и как, следствие, развитое целеполагание и высокий уровень притязаний личности.

Таким образом, можно достоверно утверждать, что развитие всех компонентов культуры межличностных отношений в образовательном процессе, позволит способствовать бесконфликтному функционированию всех субъектов образовательного пространства.

 

 

 

 

ПОДТВЕРЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЗНАЧИМОСТИ

 

Таким образом, все вышеизложенные положения и применяемые в педагогической практике модели формирования и развития культуры межличностного общения и коммуникативных навыков в частности непосредственно направлены на формирование бесконфлитного образовательного пространства в контексте взаимодействия его субъектов.

Модель, предлагаемая к внедрению в нашем проекте, сохраняя основные вышеизложенные принципы и структуру, имеет свои характерные особенности, связанные с осуществлением формирования культуры межличностного общения воспитанников и иных субъектов реализуемой деятельности (педагогов и родителей). Данный процесс должен реализовываться посредством психолого-педагогического сопровождения формирования основных составляющих культуры межличностного общения, что станет конструктивный профилактикой девиантного поведения воспитанников и будет способствовать эффективной социализации при переходе на 1 ступень общего среднего образования в рамках формирования навыков и стратегий бесконфликтного функционирования в образовательной среде.

Актуальность и социальная значимость предлагаемого нами инновационного проекта обсуждалась в рамках научно-практических конференций: «Психология и жизнь. Традиции культурно-исторической психологии и современная психология детства» (Минск, 2010), «Непрерывное профессиональное обучение кадров образования: опыт, поиски, проблемы: педагогические чтения» (Минск, 2011), «Гармонизация психофизического и социального развития детей» (Минск, 2011), «Культурно-исторический и социально-психологический потенциал личности в условиях трансформационных изменений в обществе» (Одесса, 2012); «Современный педагог XXI века» (Минск, 2012).

Материалы данного проекта нашли отражение в публикациях консультантов и участников проекта:

Галуза, А.В. Работа с универсальным конфликтным содержанием как инструмент в подготовке специалиста социальной сферы / А.В. Галуза, Н.В. Смирнова // Качество жизни человека в нестабильном мире: материалы выступлений XV Междунар. соц. конгресс (25 нояб. 2015 г.). – М.: Изд-во РГСУ «Союз», 2016. – С. 741–747.

Смирнова, Н. В. Проблема готовности педагога-психолога к работе с семьей и родителями в учреждении образования / Н. В. Смирнова // Формы и методы обучения родителей воспитанию детей в современных условиях [Электронный ресурс]: материалы Респ. науч.-практ. конф. (Минск, 19 дек. 2018 г.); ГУО «Акад. последиплом. образования». – Минск: АПО, 2019. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). – Систем. требования: IBM-совместимый компьютер, ОЗУ 512 МБ, CD-ROM, экран 1024Х768, Windows XP/Vista/7/8, AdobeReader. – С. 227–230.

Смирнова, Н. В. Повышение психологической культуры педагога как фактор формирования психологически безопасной образовательной среды / Н. В. Смирнова // Непрерывное образование педагогов: достижения, проблемы, перспективы [Электронный ресурс]: материалы III Международ. науч.-практ. Конференции, Минск, 5 нояб. 2020 г. / М-во образования Респ. Беларусь, ГУО «Акад. последиплом. образования». – Минск: АПО, 2020. – С. 763–771. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). – Систем. требования: IBM-совместимый компьютер; ОЗУ 512 МБ, CD-ROM, экран 1024Ч768, Windows XP/Vista/7/8; AdobeReader 11.

Филатова, Д.Ф. Ценности психологически культурного человека: теоретический анализ /В.Н.Шашок, Д.Ф. Филатова// Зборнiк навуковыхпрацАкадэмiiпаслядыпломнайадукацыi. Вып. 7 / рэдкал.: А.I. Таугень (галл. рэд.) [iiншыя]; ДУА «Акадэмiя паслядыплом. адукацыi». – Мiнск: АПА, 2010. – 65 с.

Филатова, Д.Ф. Социально опасное положение ребёнка в семье: проблема, пути решения // Современная семья и проблемы семейного воспитания: сборник научных статей II международной научно-практической конференции, 20 марта 2012., МГУ им. А.А. Кулешова, г. Могилев. – Могилев: УО «МГУ имени А.А. Кулешова», 2012. – С. 286-288

Филатова, Д.Ф. Семейная педагогика: краткий курс лекций / Д.Ф. Филатова. – Минск, АПО, 2015. – 70 с.

СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЕКТА:

сентябрь 2021 года – май 2024 года.

ЦЕЛЬ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЕКТА:

              внедрение модели развития культуры межличностного общения участников образовательного процесса как фактора создания бесконфликтной среды учреждения дошкольного образования, направленной на профилактику их деструктивного взаимодействия.

ЗАДАЧИ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЕКТА:

  1. Развитие культуры межличностного общения участников образовательного процесса как фактора создания бесконфликтной среды учреждения дошкольного образования.
  2. Разработка и реализация системы мероприятий по развитию составляющих культуры межличностного общения детей среднего и старшего дошкольного возраста в процессе активного взаимодействия всех субъектов образовательного процесса учреждения дошкольного образования.
  3. Обеспечение научно-методического сопровождения инновационной деятельности на всех этапах реализации проекта.
  4. Проведение мониторинга результатов осуществления инновационной деятельности, систематизация и обобщение полученных материалов.
  5. Разработка методических рекомендаций по реализации в учреждениях образования модели развития культуры межличностного общения участников образовательного процесса как фактора создания бесконфликтной среды учреждения дошкольного образования.

ОПИСАНИЕ СТРУКТУРЫ И СОДЕРЖАНИЯ ВНЕДРЯЕМОЙ ИННОВАЦИОННОЙ МОДЕЛИ

Поиск оптимальных форм формирования культуры межличностного общения приводит нас к «модели формирования культуры межличностных отношений», разработанной на основе эмпирической модели, структурированной в рамках диссертационного исследования Какун А.В. (Москва, 2009) (Приложение 1). Однако эта модель требует некоторых уточнений, связанных с необходимостью развития структурных компонентов данного конструкта у всех субъектов проектной деятельности. Таким образом, данная модель претерпела модификацию и была наполнения современным содержанием, которое позволит достичь поставленной цели с учетом конкретных принципов.

В связи с этим, структурной составляющей реализуемой нами модели стала «Модель формирования коммуникативной культуры личности», разработанная в рамках диссертационного исследования В.А. Суховой (Челябинск, 2019) и адаптированная нами в соответствии с задачами проектной деятельности (Приложение 2).

Основными принципами построения обозначенной модели в контексте включения в нее всех субъектов проектной деятельности и ее реализации, на наш взгляд являются принципы вариативности, системности, субъективности, интегративности, индивидуального и дифференцированного подхода, взаимного доверия всех участников проектной деятельности.

Принцип вариативности предполагает использование разнообразных форм и методов работы по формированию культуры межличностного общения, основанного на личностно ориентированном подходе к каждому воспитаннику с учетом преобладающих условий социального функционирования.

Принцип взаимного доверия понимается нами как способность и возможность установления доверительных отношений между воспитанниками, педагогами и родителями (законными представителями) воспитанников, что является необходимым для реализации поставленных нами задач.

Принцип субъектности предполагает личностное осознание каждой из взаимодействующих сторон (педагогами, воспитанниками и родителями воспитанников) значимости личностной активности и реализации конструктивного сотрудничества в интересах адекватного личностного развития, воспитания и социального благополучия ребенка.

Принцип интегративности подразумевает одновременную направленность усилий всех субъектов образовательного процесса на определение содержания и способов взаимодействия с учётом специфики функционирования каждого социального института (современного учреждения образования и семьи).

ПРОГРАММА ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Проект рассчитан на 3 учебных года: сентябрь 2021 года – май 2024 года

Этапы реализации инновационного проекта:

  1. Подготовительный и проектировочный этапы (март – сентябрь 2021 года)

Изучение нормативных правовых документов по организации инновационной деятельности в учреждении дошкольного образования. Изучение теоретических положений и педагогической практики по вопросам взаимодействия педагогов с воспитанниками и законными представителями воспитанников, анализ используемых в практике работы специалистов методов и приёмов по формированию культуры межличностного общения: ее приоритетных составляющих и компонентов.

Обсуждение идеи инновационного проекта на педагогическом совете. Разработка инновационного проекта.

Установление конструктивного взаимодействия с приоритетными участниками и реализаторами проектной идеи (воспитанниками, педагогами, родителями) для реализации задач проектной деятельности. Мотивация у педагогов и родителей к участию в мероприятиях, направленных на создание и реализацию проектной идеи.

Разработка системы научно-методического сопровождения инновационной деятельности.

2. Диагностико-прогностический и организационный этапы (октябрь 2021 года – декабрь 2021 года)

Диагностика уровня развития структурных компонентов культуры межличностного общения всех субъектов инновационного взаимодействия. Изучение сформированности личностной и эмоционально-волевой сферы воспитанников. Изучение личностной конфликтогенности педагогов.

Создание комплекса условий, обеспечивающих эффективность и качество внедрения модели формирования культуры межличностного общения как фактора бесконфликтного пространства учреждения образования (научно-методических, информационно-прогностических, психолого-педагогических, материально-технических, организационно-мотивационных). Организация в условиях учреждения дошкольного образования открытого образовательного и развивающего онлайн и офлайн пространства, направленного на формирование культуры межличностного общения всех участников образовательного процесса.

Документирование результатов реализации инновационной деятельности (разработка содержания проектных мероприятий, ведение дневников инновационной деятельности, выбор содержания повышения квалификации участников проекта, определение форм и методов мониторинга результатов инновационной деятельности в учреждении дошкольного образования и др.).

3. Реализационный этап (январь 2022 года – октябрь 2023 года)

Организация и проведение работы в соответствии с планом реализации проектной деятельности. Коррекция и регулирование реализуемых мероприятий. Анализ промежуточных результатов инновационной деятельности. Осуществление комплексной научно-методической поддержки инновационной деятельности, самообразование участников проекта по заявленной тематике, актуализация содержания форм и методов реализации проектных мероприятий. Исследование эффективности проводимых мероприятий.

4. Рефлексивно-аналитический этап (ноябрь 2023 года – апрель 2024 года).

Изучение, интерпретация и обобщение опыта, полученного по результатам внедрения модели формирования культуры межличностного общения как фактора бесконфликтного пространства учреждения дошкольного образования.

Анализ запланированных мероприятий, реализуемых стратегий, форм, методов и методик. Оформление материалов, накопленных в процессе внедрения инновации, их подготовка к публикации.

 КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН НА ТЕКУЩИЙ УЧЕБНЫЙ ГОД

(Приложение 3)

КРИТЕРИИ И ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Критерии

Показатели

Повышение уровня культуры межличностного общения воспитанников в рамках функционирования бесконфликтного пространства учреждения образования

Снижение острых конфликтных ситуаций в диадах «педагог-воспитанник», «воспитанник-воспитанник», «воспитанник-родитель»;

- эмоциональное благополучие воспитанников (снижение уровня тревожности, агрессивности);

- формирование рефлексивной позиции, эмпатии, толерантности и т.д.;

- адекватные конструктивные навыки   безопасного и ответственного поведения (в контексте показателей учебной программы дошкольного образования);

- развитые коммуникативные компетенции (умение слушать и слышать, вступать в диалогическое взаимодействие со взрослым и сверстниками, адекватно реагировать при возникновении конфликтных ситуаций в процессе игрового взаимодействия и др.);

- удовлетворение потребностей воспитанников в эффективном общении со взрослыми и сверстниками;

- увеличение количества воспитанников с позитивной самооценкой, положительным отношением к себе и к окружающим;

- адаптивное социальное поведение воспитанников;

- высокий уровень развития сюжетно-ролевых игр у воспитанников старшего дошкольного возраста;

- увеличение количества воспитанников с адекватными показателями личностной готовности к обучению в школе.

Проявление адекватного уровня структурных компонентов культуры межличностного общения у родителей воспитанников

- обогащение знаний родителей в контексте возрастных и индивидуальных особенностей детей дошкольного возраста, что будет непосредственно способствовать выстраиванию адекватного взаимодействия с ними в диаде «родитель-ребенок»;

-личностно-ориентированные методы межличностного взаимодействия с ребёнком;

- снижение конфликтов в диаде «педагог-родитель»;

-возросший уровень коммуникативных компетенций родителей воспитанников;

-возросшее эмоционально-положительное отношение родителей к ребёнку.

 

Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов

- повышение уровня знаний педагогов в вопросе структурных компонентов культуры межличностного общения;

- рефлексивное управление коммуникативной деятельностью в образовательном процессе —

взаимодействия в системе «педагог - воспитанник», основанное на взаимном обмене информацией в процессе коммуникации;

-   использование в образовательном процессе и во взаимодействии с родителями эффективных форм и методов коммуникативного взаимодействия;

-   умение осуществлять педагогическое наблюдение;

- развитые профессиональные компетенции во взаимодействии с воспитанниками с учётом особенностей развития приоритетных структурных компонентов культуры межличностного общения.

Повышение социальной активности участников инновационной деятельности

-   повышение активности учреждения дошкольного образования по информированности социума о своей проектной деятельности и её положительных результатах;

- повышение социального статуса учреждения дошкольного образования в контексте реализации качества воспитательной работы, формирование положительного имиджа.

Повышение качества управления инновационными процессами в учреждении образования

- улучшение организационно-педагогических, материально-технических и социально-психологических условий;

-   повышение уровня обеспеченности учреждения дошкольного образования научно-методическими и информационно-аналитическими материалами.

Консультанты инновационного проекта

Смирнова Наталья Викторовна,

кандидат психологических наук, доцент,

заведующий кафедрой психологии

ГУО «Академия последипломного образования»

тел.: 8 (017) 392-37-00; e-mail: pse@academy.edu.by

 Филатова Дарья Фёдоровна,

старший преподаватель кафедры содержания и методов воспитания

ГУО «Академия последипломного образования

Тел.: 8(029)6879738; DFFilatova@yandex.by

 УЧАСТНИКИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Перечень учреждений образования, на базе которых планируется осуществление инновационной деятельности:

филиал учреждения образования «Белорусский государственный технологический университет» «Белорусский государственный колледж промышленности строительных материалов»; ГУО «Средняя школа №4 г. Червеня»; Технологический колледж учреждения образования «Гродненский государственный университет Я. Купалы»; филиал учреждения образования «Белорусский государственный технологический университет» «Полоцкий государственный лесной колледж» Витебской области; ГУО «Средняя школы №1 г. Пинска» Брестской области; ГУО «Пинковичская средняя школа имени Якуба Коласа» Пинского района Брестской области; "Гимназия №1 имени Ф.Я. Перца г. Пинска» Брестской области, ГУО «Ясли–сад № 11 г. Пинска», ГУО «Средняя школа № 7 г. Речица» Гомельской области, ГУО «Гимназия №1 г. Горки» Могилевской области, ГУО «Селецкий учебно-педагогический комплекс детский сад-средняя школа Мстиславского района» Могилевской области, ГУО «ДЦРР №3 г. Могилева», ГУО «ДЦРР №7 г. Могилева», ГУО «Ясли-сад №108 г. Минска», ГУО «Ясли-сад №502 г. Минска», ГУО«Ясли-сад № 187 г. Минска» ГУО «Дошкольный центр развития ребенка «Аленький цветочек» №517 г. Минска», ГУО «Средняя школа №201 г. Минска», ГУО «Средняя школа № 202 г. Минска».

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Барболин, М.П. Методологическая концепция инновационногоразвития образовательных систем [Текст] / М.П. Бараболин // Философияобразования. – 2011. – № 1 (34). – С. 85-94.
  2. Бекоева, Д.Д. Практическая психология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Д. Д. Бекоева. ― М.: Издательский центр «Академия», 2009. ― 192 с.
  3. Бондырева, С.К. Коммуникация: от диалога межличностного к

диалогу межкультурному [Текст] : учеб. пособие / С.К. Бондырева, А.А.Мурашов. – М.: Изд-во МПСИ; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК». – 2007.– 384 с.

  1. Жук, А.И. Повышение качества образования через активизацию внедрения и использования современных образовательных технологий // Кіраванне у адукацыі. — 2011. — № 11. — С.4-8.
  2. Загвязинский, В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования : учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. И. Загвязинский, Р. Атаханов. ― М.: Издательский центр «Академия». ― 2008. ― 208 с.
  3. Какун (Тукшумская), А.В. К вопросу о культуре межличностных отношений / А.В. Какун (Тукшумская) А.В. / под ред. ЕЛ. Левановой. //Актуальные проблемы профессионально-педагогического образования:межвуз. сб. науч. статей.—Калининград: Изд-во РГУ им. И. Канта,2ОО9.- С. 34-39
  4. Какун, А.В. К вопросу о коммуникативной культуре педагога / А.В. Какун //Актуальные проблемы психологического знания: теоретические и практические проблемы психологии - Москва: Изд-во МПСИ,2009. —С.64-65.
  5. Мотков, О. И. Личность и психика: сущность, структура и развитие / О. И. Мотков. - Самара: Бахрах-М, 2008. - 159 с.
  6. Мотков, О. И. Природа личности: сущность, структура и развитие / О. И. Мотков. - Москва: Воскресенская типография, 2007. - 247 с.
  7. Сапогова, Е. Е. Психология развития человека: Учеб. пособие для вузов по направлению и специальностям "Психология" / Е.Е.Сапогова. - М.: Аспект пресс, 2001. - 458 с.
  8. Сенько, Т.В. Психология взаимодействия: Часть третья: Личность в семейном социуме: Учебное пособие. – Мн.: Карандышев, 2000.- 288 с.

КАДРОВОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЕКТА

В ГУО «Ясли-сад № 187 г. Минска» имеются условия и ресурсы я реализации педагогического проекта

Педагогические кадры:

Должность

Кол-во

Образование

Категория

Ср. спец.

Высшее

б/к

II

I

Высш.

Заведующий

1

-

1

-

-

1

-

Зам. зав. по основной деятельности

1

-

1

-

-

-

1

Педагог-психолог

1

-

1

1

-

-

-

Учитель-дефектолог

1

-

1

-

1

-

-

Музыкальный руководитель

1

1

-

-

1

-

 

Руководитель физвоспитания

-

-

-

-

-

-

-

Воспитатель дошкольного образования

11

8

3

2

1

7

1

В период с 2018 по 2021 год повышение квалификации прошли 9 педагогов:

ФИО

Должность

Дата

Место повышения квалификации

Тема

1

Рыжевич Татьяна Петровна

Воспитатель дошкольного образования

06.04-11.04.2020

ГУО «Минский городской институт развития образования»

Совершенствование образовательного процесса в учреждении дошкольного образования

2

Ровба Надежда Иосифовна

Воспитатель дошкольного образования

12.11-19.11.2018

ГУО «Минский городской институт развития образования»

Развитие творческих способностей

детей дошкольного возраста в изобразительной деятельности

01.04.2019-06.04.2019

ГУО «Минский городской институт развития образования»

Социализация детей дошкольного возраста с особенностями психофизического развития в условиях учреждения дошкольного образования

3

Мытницкая Маргарита Андреевна

Музыкальный руководитель

18.01.-22.01.2020

ГУО «Минский городской институт развития образования»

Современные подходы в развитии музыкальных способностей детей дошкольного возраста

4

Кравченя Мария Фёдоровна

Воспитатель дошкольного образования

08.01-13.01.2018

ГУО «Минский городской институт развития образования»

 

Психолого-педагогические аспекты организации образовательного процесса в учреждении дошкольного образования

30.09.2019-04.10.2019

УО «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка»

Детское ручное ткачество

5

Киселёва Ольга Дмитриевна

Воспитатель дошкольного образования

07.05-12.05.2018

ГУО «Минский городской институт развития образования»

Педагогический анализ и самоанализ в систем управления дошкольного образования

6

Довмат Елена Владимировна

Воспитатель дошкольного образования

12.11-19.11.2018

ГУО «Минский городской институт развития образования»

Развитие творческих способностей

детей дошкольного возраста в изобразительной деятельности

7

Богданович Татьяна Александровна

07.05-12.05.2018

ГУО «Минский городской институт развития образования»

Педагогический анализ и самоанализ в систем управления дошкольного образования

07.05-12.05.2018

Творческая группа:

Фамилия, имя, отчество

Должность

Стаж

Катего-рия

Достижения

1

Давидович Наталья Владимировна

Заведующий

26

Первая

В 2016 году в составе научного коллектива «Дошкольник» Национального института образования участвовала в разработке содержания нерегламентированной деятельности воспитанников от 4 до 7 лет по образовательной области «Развитие речи и культуры речевого общения», “Развіццё маўлення і культуры маўленчых зносін” (театрализованная деятельность) учебной программы дошкольного образования.

Декабрь 2016- экспертиза НИР “Распрацаваць праграмна-метадычнае забеспячэнне адукацыйнай вобласці “Развіццё маўлення і культура маўленчых зносін” для дзяцей малодшага і сярэдняга дашкольнага ўзросту“.   

2

Саврицкая Ирина Николаевна

Заместитель заведующего по основной деятельности

28

высшая

Представляла проект на районный смотр- конкурс на лучший проект по благоустройству и озеленению территорий учреждений образования "Формула сада - 2019",

3 место

3

Василец Надежда Игревна

Педагог-психолог

1

Без категории

 

4

Богданович Татьяна Александровна

Воспитатель

дошкольного образования

11

Первая

-

5

Рыжевич Татьяна Петровна

Воспитатель

дошкольного образования

15

Первая

-

6

Баброва Лариса Георгиевна

 

 

Руководитель физического воспитания

37

Первая

-

7

Мытницкая Маргарита Андреевна

Музыкальный руководитель

4

Вторая

-

За период с 2016 года по 2021 год в учреждении дошкольного образования обобщён эффективный педагогический опыт

Тема

ФИО педагога

Год обобщения

1

Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи посредством игр и игровых упражнений

Воспитатель дошкольного образования Шпак Т.В.

2018

Развитие творчества детей дошкольного возраста средствами иеатральной деятельности

Воспитатель дошкольного образования

Рыжевич Т.П.

2018

2

Использование элементов Су-джок терапии в коррекционной работе учителя-дефектолого

Учитель-дефектолог Пашек Е.А.

2019

3

Развитие и совершенствование вокально-хоровых способностей детей старшего дошкольного возраста

Музыкальный руководитель Мытницкая М.А.

2019

5

«Далучэнне выхаванцаў да культурнай спадчыны беларускага народа сродкамі музейнай педагогікі»

Воспитатель дошкольного образования

Довмат Е.В.

2019

6

«Экалагічная сцежка як сродак фарміравання экалагічнай культуры выхаванцаў старэйшага дашкольнага ўзроста “

 

Воспитатель дошкольного образования Шпак Т.В.

2020

 Материально-техническое обеспечение проекта

         Государственное учреждение образования "Ясли-сад № 187 г. Минска" функционирует с 1963 года, построено по типовому проекту.

         Режим работы: пятидневный, 12 часов.

         Проектная мощность изначально рассчитана на 6 групп. В настоящее время в учреждении функционирует 6 групп. 5 групп общего назначения, образовательный процесс в которых осуществляется на белорусском языке, 1 специальная группа для детей с тяжёлыми нарушениями речи.

Списочный состав воспитанников в 2020/2021 учебном году составляет 124 ребёнка.

В учреждении дошкольного образования оборудованы:

- музыкальный зал (совмещеный со спортивным);

- кабинет учителя-дефектолога;

- кабинет педагога-психолога,

- медицинский блок.

Для реализации инновационного проекта в учреждении дошкольного

образования имеется:

- компьютер – 6 шт.

- мультимедийная установка -1шт.

- экран -1шт.

- музыкальный центр -1 шт.

- принтер -6 шт.

Учреждение дошкольного образования обеспечено литературой:

Педагогическая

Детская

Энциклопедическая

Периодические издания

Учебная программа дошкольного образования

По учебной программе дошкольного образования

Шт.

Количество изданий

100%

96%

89

7

Обеспеченность средствами воспитания, обучения, учебно-наглядными пособиями, играми и игровым оборудованием на 01.01.2021 год

№ п/п

Наименование средств воспитания и обучения

Процент обеспеченности

1

Оборудование для разных видов деятельности

78%

2

Оборудование для игровой деятельности

80%

3

Оборудование для художественной деятельности

78%

4

Оборудование для общения, развития речи, ознакомления с окружающим

82%

5

Оборудование для познавательно-практической деятельности

79%

6

Оборудование для трудовой деятельности

77%

7

Оборудование для учебной деятельности

80%

8

Оборудование для физического развития

80%

9

Перечень надворного оборудования

80%

10

Перечень дополнительного оборудования для групп, кабинетов, холлов

80%

Результаты работы государственного учреждения образования

«Ясли-сад № 187 г. Минска» за 2016 – 2021 учебный год

2017-2018 – экспериментальная площадка Министерства образования Республики Беларусь - на базе учреждения был реализован экспериментальный проект “Апробация программно-методического обеспечения образовательной области “Развіццё маўлення і культура маўленчых зносін” для детей младшего и среднего дошкольного возраста”.

2019 -районный конкурс “Формула-сада” – 3 место в номиниции “Злаки в дизайне сада”.

2019 – участие в фестивале педагогических идей «Каб мова родная гучала» ( 4 сертификата).

2020- Районная акция-конкурс «Центральный помнит» , номинация “Фото с хештегом”- 2 место

 

Трансляция эффективного опыта учреждения дошкольного образования в средствах массовой информации

Период публикации, интервью корреспондентам радио, телевидения                   (число)

Название печатного издания   (радио ТВ)

Тема публикации, выступления

Автор публикации                         (выступления)

 

2017

Приложении к научно-методическому журналу «ВЕСТНИК МГИРО»

«Заняткі па адукацыйнай вобласці «Развіццё маўлення і культура маўленчых зносін» для выхаванцаў старшай групы.

 

ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОЕКТА

         Внедрение инновационного проекта будет осуществляться за счет бюджетной и внебюджетной деятельности для приобретения литературы, программно-методических и учебно-методических комплексов, развитие образовательной среды.

         В ГУО «Ясли-сад № 187 г. Минска» создан попечительский совет, который организует свою работу в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании, Положением о попечительском совете учреждения образования, иными актами законодательства, уставом учреждения дошкольного образования. Попечительский совет принимает и реализует планы своей деятельности в интересах учреждения с целью оказания содействия в обеспечении деятельности и развития.

       Учреждение дошкольного образования ведет целенаправленную работу по оказанию дополнительных образовательных услуг на платной основе. Средства, полученные от приносящей доходы деятельности, расходуются в соответствии с законодательством, уставом учреждения дошкольного образования.

       Оплата труда участников инновационного проекта будет осуществляться в соответствии с постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 31.08.2019 № 93

       Участие в семинарах, курсовой подготовке, научно-практических конференциях в рамках научно-методического обеспечения инновационной деятельности - за счет внебюджетных средств учреждения дошкольного образования.

        Организация выездных консультаций (курсов, семинаров, практикумов и др.) – за счет внебюджетных средств учреждения дошкольного образования.

ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ ПО ИННОВАЦИОННОМУ ПРОЕКТУ:

  1. Развитие основных структурных компонентов культуры межличностного общения воспитанников, адекватный уровень личностной готовности к обучению в школе.
  2. Функционирование бесконфликтной образовательной среды в учреждении дошкольного образования в контексте организации безопасного здоровьесберегающего пространства для каждого субъекта образовательного процесса.
  3. Формирование у воспитанников функционально значимых навыков и умений коммуникативного взаимодействия, непосредственно влияющих на их личностное развитие.
  4. Снижение количества воспитанников с агрессивным, тревожным и застенчивым поведением.
  5. Внедрение в образовательный процесс новых подходов, обеспечивающих адекватное развитие культуры межличностного общения воспитанников и их родителей в контексте создания бесконфликтного образовательного пространства.
  6. Снижение уровня конфликтности во взаимодействии «педагог-родитель».
  7. Развитие профессиональных компетенций педагогов по вопросам взаимодействия с воспитанниками в контексте особенностей их социального функционирования.
  8. Повышение эффективности взаимодействия участников образовательного процесса в диадах «воспитанник – воспитанник», «педагог-воспитанник», «педагог –родитель».
  9. Обобщение и распространение опыта реализации проектной деятельности.

 

Формы представления инновационной деятельности:

инновационный проект.

 

Разработчик проекта:

Давидович Наталья Владимировна, заведующий ГУО «Ясли-сад № 502 г. Минска»

Тел.: 8 (017) 253-12-85.

e-mail: ddu187@minsk.edu.by